СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад Теремок муниципальный район Приволжский Самарской области

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием , пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу Проблема актуальна тем, что в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе.

Цель : Изучить особенности развития творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством конструирования.

Задачи : Создать необходимые условия для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности; приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства ; Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи. Развивать мышление, воображение дошкольников, коммуникативные способности, конструкторские навыки и умения ; Воспитывать у детей инициативность, коммуникабельность, любознательность и находчивость, самостоятельность.

Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения.

Выделяют два вида конструирования:

- техническое ( из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) - художественное ( из бумаги и картона, из бросового и природного материала)

Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры; создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета.

в процессе конструирования развивается:

• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., )

 • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) . формируются важные качества личности:

 • трудолюбие, • самостоятельность, • инициатива, • упорство при достижении цели, • организованность. воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе: • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ; • работать дружно, не мешая друг другу.

Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен. Строительный набор . это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, изготовлен из разных материалов и безопасен для крохи. В этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы . Ребенок может играть таким конструктором даже до школы. Конструкторы типа Лего . Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие. Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали. Магнитный конструктор. Конструктор для самых маленьких деток состоит из пластиковых деталей различных геометрических форм и встроенных в них магнитов, все элементы соединяются друг с другом под разным углом, что позволяет создавать уникальные потрясающие конструкции. Все детали абсолютно безопасны для малышей – они большого размера и проглотить их просто невозможно. Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон , он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки . Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия , общий порядок работы. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы , которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек , конструкций , поделок Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию , при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть . Основными приемами обучения являются следующие:

формы организации обучения конструированию конструирование по образцу обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. конструирование по теме позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал. конструирование по замыслу развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок. конструирование по условиям задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

При правильно организованной деятельности дети приобретают: конструктивно-технические умения: -сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. -делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д. обобщенные умения: -целенаправленно рассматривать предметы сравнивать их между собой и расчленять на части видеть в них общее и различное находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение -других частей делать умозаключения и обобщения.

Важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность . В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца , к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: последовательности активности систематичности научности индивидуального подхода наглядности доступности прочности

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре . 1. Каждая игра представляет собой набор задач 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности 5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей

Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе конструирования способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности . У детей формируются умения устанавливать причинно – следственные связи, учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук, особенно ловкость пальцев. Ребята узнают много нового о труде взрослых, учатся уважительному отношению к этому труду .

18 мая 2020 в 10:18

Прикреплённые файлы: