СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад Теремок муниципальный район Приволжский Самарской области

Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса»

Семинар – практикум для педагогов

«Интегрированный подход к организации

 образовательного процесса»

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с интегрированным подходом к организации образовательного процесса в ДОУ.

2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОУ.

3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

План:

1 Презентация «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

2. Рефлексия.

Участники: педагоги

Материал и оборудование:

- карточки с заданиями (приложение «Блиц-опрос») ;

- ТСО: проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация - «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».

Ход.

1. Презентация

Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

2. Блиц-опрос:

· какие выделяют виды занятий?

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

· какие направления деятельности отражены в ФГОС к структуре ООП ДО?

- познавательное развитие

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

· какая основная форма работы с детьми, отражена в ФГОС к структуре ООП ДО?  (Игра - основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей)

Примерная структура образовательной деятельности

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?») .

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

1) Выбор объекта интеграции.

2) Отбор компонентов интеграции.

3) Отбор материала.

4) Выбор структуры занятия.

5) Отбор методов интегрирования.

Актуальность проведения интегрированных занятий.

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях

в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

· Задание: Составьте примерный конспект интегрированного занятия.

Требования к структуре интегрированных занятий

• Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материла.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для реше-ния проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Основная особенность интегрируемого занятия

К основной особенности интегрируемого занятии относится синтез:

• содержание изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

• предметов образовательного цикла между собой;

• деятельность двух и более педагогов и др.

Педагогические  возможности  интегрируемого  занятия

• Формирование в единстве знаний и умений.

• Коммуникативность умений

• Повышение интереса к учению.

• Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущество интегрируемых занятий.

• способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

• основываются на нахождение новых связей между фактами, которые под-тверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живо-писи, литературы, пластики движения и др.

Методика подготовки интегрированного занятия

(рекомендации К. Ю. Беловой по осуществлению интеграции в ДОУ)

• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

• Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содер-жания образования.

• Выявить основной принцип построения системы интегрированных заня-тий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

• Продумать развивающие задачи.

• Использовать разнообразные виды деятельности (например, (драматиза-цию сказки с конструированием из строительного материала, музыкаль-ным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).

• Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибут-ного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

• Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного харак-тера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.)

• Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий

1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

2. В интегрированном занятии объединяются блоки различных предме-тов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.

3. При разработке необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережива-ющее дифференцированные знания.

4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятий, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки утомленно-сти за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

6. При планировании и проведения интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.

7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отноше-ний между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индиви-дуальные и психологические особенности детей группы.

8. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообраз-ные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Работа по созданию системы интегрированных занятий

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой програм-ме система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Анализ интегрированного занятия

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия

1. Качество занятий по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность.

2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.

3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа (по С. В. Кульневичу)

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

3. Направление в объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

- в создании нового раздела (программы);

- цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

- единичных интегративных занятий.

1. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии;

2. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

3. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

4. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегриро-ванному занятию (спонтанность или результат тщательной полготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

5. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).

6. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

7. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность к проблеме.

18 мая 2020 в 10:01

Прикреплённые файлы: