СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад Теремок муниципальный район Приволжский Самарской области

Экошкола "Зеленые ладошки" СП ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье детский сад "Теремок"

 СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок»  участник  международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг» 2015-2016 г.

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему это стало актуальным?

Причина в экологической безграмотности людей, в расточительной деятельности человека, ведущей к нарушению природного равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство – это период бурного роста и интенсивного развития ребенка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Для того, что бы организовать в дошкольном учреждении работу по экологическому образованию, важно оценить состояние окружающей среды. В настоящее время большое количество дошкольных учреждений во многих регионах нашей страны находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях. Их территории слабо озеленены, и это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.

Наш детский сад является заложником подобной ситуации. По периметру нашего учреждения  находятся частные сараи и погреба, мусорные контейнеры. Жители данного микрорайона, не задумываясь об экологии, нередко оставляют бытовой мусор прямо около сараев, а также мимо мусорных контейнеров. Оценив экологическую проблему в микрорайоне, коллектив нашего детского сада решил более внимательно отнестись к проблеме природоохраны и составить план мероприятий под девизом «Меньше мусора или Использование вторичных отходов».

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали ключевым фактором для наших педагогов, родителей и детей.

второй  год мы являемся участниками Международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг». Программа состоит из семи шагов, и основной её целью является сохранение и сбережение экологического баланса на планете. Для проведения  масштаба исследования экологической ситуации в ноябре- месяце был собрано  3 заседание Экологического совета «Зеленые ладошки».

Членами Совета была проанализирована экологическая ситуация в селе и степень сформированности  у детей представлений о значении двигательной деятельности для здоровья.  Не остались без внимания и вопросы по озеленению территории учреждения, влияние деятельности детского сада на окружающую среду и   проблема переработки мусора. На заседании экологического совета «Зеленые ладошки» был принят экологический кодекс детского сада. В течение двух недель ребята старших и подготовительной к школе групп, совместно с педагогами и родителями, подбирали наиболее подходящее стихотворение, отражающее их отношение к проблеме защиты природы.

Экологический кодекс школы «Зеленые ладошки»

Мы, хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

 

Целью работы участников школы «Зеленые ладошки»  стало  воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона  на путь устойчивого развития.

Члены Школы выделили  задачи: воспитывать у детей эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней; показать взрослым и детям влияние прогресса и цивилизации на планету и выяснить, как человек может уменьшить вред, наносимый им; вызвать интерес, желание быть прямыми участниками проекта «Вторая жизнь мусора», осознать важность этой глобальной проблемы; формировать привычку к здоровому образу жизни у детей с дошкольного возраста.

Был составлен план мероприятий для реализации данных задач с тесным взаимодействием с родителями воспитанников и привлечением специалистов по делам молодежи и туризма. В рамках решения данной проблемы была продолжена работа детско-родительского клуба «Непоседы», совместно с родителями организовали туристические походы «Веселый турист», «В поход за здоровьем». Через проект «Связующая нить» приобщаем  детей к здоровому образу жизни. Педагоги и воспитанники принимают активное участие в спортивной жизни села, участвуют в «Спартакиаде», «Веселых стартах», «Велопробеге» и т.п.

Коллектив детского сада «Теремок» получили диплом активного участника в 1 Всероссийском  экологическом  детском  фестивале «Экодетсво». В  2016 году  провели ряд информационно-коммуникативных мероприятий, таких как «Здоровье ребенка в наших руках!», «Физкультура и здоровье», подготовили презентацию «Здоровый образ жизни», обсудили важность приобщения детей к ЗОЖ через создание экологических маршрутов, разработали экологические маршруты во всех возрастных группах. Диагностические данные программы исследования показали  успешное формирование представлений старших дошкольников о здоровье и ЗОЖ.

По итогам мероприятий, организованных по  теме «Рациональное управление отходами»  провели круглый стол с участием родителей «Меньше мусора, больше добра!». В рамках смотра-конкурса «Вторая жизнь брошенных вещей» было изготовлено большое количество дизайнерских работ для оформления участка детского сада.

Воспитанники нашего детского сада приняли участие во   Всероссийском  конкурсе творческих работ из бросового материала «Ёлочка, живи!», в ДОО организовали ряд  конкурсов по изготовлению поделок из бросового материала.  Вместе со старшими дошкольниками разработали правила поведения в природе, приняли экологический кодекс. В настоящий момент готовиться конкурс поделок и костюмов из бросового материала «Волшебное превращение или Вторая жизнь мусора»

В фойе детского сада действует стенд экологическая школа «Зеленые ладошки», где размещена информация по международной программе «Эко-школа/Зеленый флаг», планируемые результаты и достижения  участников, реализуемые  данную  программу.  

Беседы, игры-эксперименты, детские проекты  "Превращение бумажного листка", "Береги природу!", "Что такое Красная книга?", "Защитники природы", "Превращение бумажного листка", «Чтобы дольше жили книжки» (экскурсия в школьную библиотеку), «Война – экологическое бедствие» (встреча с ветеранами ВОВ) и другие способствовали воспитанию бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё. 

Экологический театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы . 

Большое значение мы придаем  работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

В начале работы  выяснили, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе. Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому сначала проводились групповые, индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.

Планируемый результат всех проведенных мероприятий: повысить двигательную активность детей и приобщить к ЗОЖ; создать из бросового материала интересные и нужные вещи, совместно с родителями и детьми: не только в ДОО,  но и на игровых площадок села;  дать этим вещам вторую жизнь.

Экологическая  тематика  по  выбранным  коллективом  СП направлениям включена в комплексно – тематическое планирование образовательного процесса, таким образом,  мы имеем возможность реализовать в течение дня через различные виды деятельности детей. Экологическое образование не является изолированным направлением

работы детского сада, а предполагает тесное сотрудничество всех участников

образовательного процесса  во всех образовательных областях:

-  познавательное  развитие:  организация  детской  опытно-экспериментальной деятельности, систематическое наблюдение за объектами и явлениями природы и их фиксация, специальные занятия развивающего характера, знакомство со свойствами и качествами природных материалов.

- речевое развитие:  беседы, викторины, создание  библиотека по теме, при участии сотрудников детской  библиотеки им. С.Т.  Аксакова,

-  социально - коммуникативное  развитие: детские проекты «День Земли», «Животный мир» и др.; проводятся  уроки доброты, природоохранные, экологические акции,  дниь открытых дверей – с целью знакомства родителей, общественности с системой организации экологического воспитания в СП; экологические тренинги;  труд в природе;

-художественно - эстетическое развитие : изобразительная деятельность, конструирование из бросового материала, театрализованное представление, кукольные спектакли и развлечения, слушание музыки.

- физическое развитие: блок занятий  «Я – человек. Я и природа», «Образ жизни человека и здоровье», «ЗОЖ в условиях большого города», спортивные досуги, туристические походы и экскурсии.

Экологическое развитие детей формируется в тесном взаимодействии с семьей  и  рассматривается  в  контексте  повышения  экологической грамотности родителей, стимулировании их творческой активности. Все участники образовательного процесса придумывают и мастерят вместе с детьми костюмы и поделки из использованных упаковок, разрабатывают семейные Экологические кодексы поведения, выращивают рассаду для участия в конкурсе на лучшую клумбу, принимают участие в акциях по сбору макулатуры, участвуют в экологических сценках.

  Формировать осознанно-правильное отношение к природе – значит растить отзывчивых, добрых, милосердных детей. Работая в рамках программы «Эко - школа/Зеленый флаг» по приоритетным темам, мы осуществляем подготовку детей необходимую для полноценной жизни в 21 веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

В рамках нашего проекта мы предполагаем,  получить опыт взаимодействия с родителями, детьми, в окружающей среде, как участниками единой экосистемы, где каждый элемент влияет на общее благополучие, где особенно ценными становятся такие качества, как самопринятие, толерантность, мобильность, креативность.

 

Список используемой литературы:

1. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников/ Л. Н. Прохорова – М. : АРКТИ, 2003

2. Рыжова Н. А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность Учебно-методический комплект: Методическое пособие и диск – М. : Линка-Пресс, 2009. – 256с., ил.

3. Добро пожаловать в экологию – СПб «Детство-пресс», 2001

4. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания у дошкольников»

19 мая 2017 в 06:31

Прикреплённые файлы: